Беседа о важности охраны труда в школе. Пропаганда охраны труда. Пропаганда вопросов охраны труда на предприятии

В должностных инструкциях инженера по охране труда, начальника отдела охраны труда перечисляются требуемые для занимаемой должности знания и указываются определенные обязанности. Среди них упоминается знание методов и форм пропаганды и информации по охране труда, а также обязанность использования их на практике. Из этого вытекает, что активное информирование по вопросам безопасности и охраны труда всех категорий работников является одним из направлений работы специалиста, отвечающего за организацию охраны труда на предприятии.

Повышение уровня информированности работников в этом вопросе позволяет добиться снижения количества случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний, способствует улучшению состояния условий труда, снижает риск возникновения аварийных и иных нештатных ситуаций и связанных с ними материальных потерь.

Традиционно в качестве средств пропаганды охраны труда использовались и продолжают использоваться различные способы массового распространения информации среди работников предприятия. Это могут быть:

Информационные стенды, плакаты и стенгазеты;

Демонстрации кино- и видеоматериалов;

Проведение тематических лекций и докладов;

Организация дней информирования для бесед с работниками и т.п.

Несмотря на то, что указанные варианты распространения информации не всегда вызывают положительную реакцию среди работников, поскольку ассоциируются у многих с не самой светлой прошлой советской действительностью, все же они остаются недорогими, простыми и эффективными способами пропаганды техники безопасности и охраны труда.

Здесь многое зависит от качества подготовки информации. Рассмотрим подробнее разные средства активной пропаганды.

- Информационные стенды – это наиболее простой и дешевый способ донесения информации до работников предприятия. В то же самое время этот способ является и очень эффективным, поскольку содержимое стендов работники изучают наиболее часто и детально по сравнению со многими другими источниками информации. Главное здесь – заинтересовать работника . Хорошо, если в организации выпускается своя стенгазета, и в ней размещаются действительно интересные материалы – тогда стенгазету читают с удовольствием, в том числе и дополнительную публикуемую информацию по теме охраны труда. Также хорошим эффектом обладают и графические материалы – плакаты , схемы, графики, фотографии и т.п. Графический материал должен привлекать внимание (с этим хорошо справляются яркие плакаты), заставлять задуматься. В некоторых случаях допускается даже использование шокирующих материалов – многие помнят, как раньше рядом с предупреждающими плакатами по теме безопасного поведения на железной дороге часто вывешивали фотографии с мест случавшихся трагедий. В настоящее время аналогичные материалы иногда используются для агитации безопасности автомобильного движения.

- Графические материалы удобно также размещать на рабочих местах, а не только на информационных стендах. В этом случае их эффективность возрастает. Однако надо помнить, что графическая информация имеет одну особенность: человек к ней быстро привыкает и по истечении некоторого времени перестает обращать на нее внимание. Для более эффективного действия агитационных материалов информацию на стендах, особенно графического характера, надо регулярно обновлять.

- Демонстрация кино- и видеоматериалов (а также слайдов, диафильмов и т.п.) – более сложный и дорогостоящий процесс. Для него необходимо отдельное достаточное по объему помещение, дополнительное оборудование, качественные материалы для демонстрации. Именно из-за отсутствия последних данный способ пропаганды используется все реже. Снятые несколько десятков лет назад ленты и еще более древние диапозитивы мало применимы к сегодняшним реалиям. В последнее время оптимальным альтернативным вариантом является использование возможностей вычислительной техники для подготовки и демонстрации современных, актуальных, ярких и динамичных материалов по технике безопасности и охране труда, однако, к сожалению, мало кто пользуется этими возможностями на практике.

Хорошим способом повышения познавательного уровня коллектива, знакомства его с передовыми достижениями современности являются тематические лекции . Опять же, в последнее время данный способ агитации применяются все реже, а на смену ему пришли близкие по сути семинары, презентации, выставки и прочие мероприятия. Правда, отличие между сменившимися способами имеется, и весьма значительное: лекции проводились приглашенными специалистами для всех желающих работников из коллектива, а для участия в семинарах или для посещения выставок направляют лишь несколько сотрудников от организации. Естественно, эффективность пропаганды во втором случае в разы ниже. Поэтому ответственному за охрану труда на предприятии необходимо стремиться к приглашению хороших специалистов со стороны для проведения лекций для всего рабочего коллектива, как по общим, так и по частным вопросам охраны труда. Доклады, в отличие от лекций, обычно подготавливаются и читаются специалистами из числа штатных работников предприятия (чаще всего это руководители подразделений) или представителями различных государственных контролирующих служб.

- Беседы с коллективом позволяют в неформальной обстановке обсуждать злободневные проблемы, заострять внимание работников на имеющихся недостатках и способах их устранения, получать информацию о состоянии дел в области охраны труда от непосредственных исполнителей трудовых обязанностей. Как правило, беседы или информационные часы проводятся в краткой форме и затрагивают лишь актуальные вопросы в области охраны труда, и по этой же причине имеют высокую эффективность.

В последнее время при использовании активных форм пропаганды охраны труда приветствуется творческий подход и создание новых неформальных способов информирования, особенно в молодых коллективах. В качестве примеров такого подхода можно привести организацию различных конкурсов на тему охраны труда, использование возможностей современной вычислительной техники и коммуникационных средств, внедрение собственных систем оценки состояния охраны труда, в том числе предусматривающих материальное стимулирование работников (например, систему доплат или депремирования), и т.п. Именно творческий подход к информированию работников позволяет добиться наиболее заметных успехов в повышении качественного уровня охраны труда на предприятии, обеспечивает выполнение требуемых норм и правил техники безопасности, улучшает трудовую дисциплину и в целом содействует более эффективному функционированию предприятия.

По информации Международной организации труда, в мире ежегодно происходит около 270 млн несчаст­ных случаев и примерно 160 млн новых случаев профессиональных заболеваний. Порой травмы и раз­витие болезней провоцируют сами работники, не умеющие, не знаю­щие, а иногда и не желающие выполнять технику безопасности. Поэтому в каждой организации необходи­мо прививать культуру труда и зани­маться пропагандой его охраны. Ка­ким образом это делать?

Информационное и эмоциональное воздействие на работников способствует созданию положительного отношения к труду, улучшению состояния условий труда, оно снижает риск возникно­вения аварийных и иных нештатных ситуаций и, соответственно, связанных с ними материальных потерь. В то же время примене­ние активных методов агитации мотивирует сотрудников на без­опасный труд, тем самым способствуя повышению корпоративной этики.

Цели и задачи

Массовую работу по пропаганде в основном проводят в кабине­тах по охране труда, имеющихся во многих организациях. Каби­нет служит методическим центром, используется для проведения обширного комплекса мер, направленных на соблюдение техники безопасности. Здесь проводится обучение, инструктаж, семинары, собрания, лекции, беседы и другие мероприятия, способные при­влечь работников к действиям по оздоровлению условий труда и снижению уровня травматизма.

Но что делать, если в учреждении для этих целей не предусмо­трен отдельный кабинет? В этом случае стоит организовать уго­лок охраны труда, разместив там всю необходимую информацию. Однако не стоит забывать, что наличие кабинета или уголка охраны труда является требованием трудового законодательства (По­становление Минтруда РФ от 17.01.2001 № 7 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда»).

Агитацию за безопасность можно проводить и непосредственно на рабочих местах. Главное - руководитель или другое ответствен­ное лицо с помощью пропаганды должен донести до сознания каждого работника важность создания благоприятных усло­вий труда, необходимость выполнения норм и правил техники безопасности и производственной санитарии, соблюдение тех­нологической и трудовой дисциплины, проведение мероприятий по профилактике травматизма и профзаболеваний.

Действенная система безопасности труда уменьшает количество опасных факторов производства или снижает уровень их воздей­ствия на работников, а также предполагает обеспечение средства­ми индивидуальной защиты. Кроме того, она способствует повышению профессиональных умений человека, и в результате увели­чивается производительность труда.

В свою очередь, главной задачей пропаганды является создание позитивного настроя по отношению к безопасности труда - при ее достижении почти все методы будут давать положительный эффект в любых опасных ситуациях. Если заниматься пропагандой актив­но и регулярно, она также будет способствовать быстрому вне­дрению современных средств обеспечения техники безопасности и точному соблюдению санитарно-гигиенических требований.

Информирование

Впрочем, агитация не всегда вызывает положительную реакцию работников. Здесь многое зависит от качества распространяемой информации. В пропагандистских материалах не стоит использо­вать общие призывы к безопасному труду. Пользу может принести только информация, указывающая на конкретный способ действий и выгоду от них. Неэффективны также общие указания на потен­циальную опасность (даже с подтверждением фактами о частоте и тяжести несчастных случаев) без объяснения, как и когда она проявляется и как ее предотвратить.

О безопасности труда надо всегда говорить конкретно и по делу, избегать стандартных и заученных фраз. Ни в коем случае нельзя запугивать: это может вызвать только чувство страха и общее негативное отношение к работе.

Существующие приемы пропагандистского воздействия можно разделить на две группы. При одноканальных коммуникациях есть канал воздействия, но от­сутствует обратная связь. Инфор­мация здесь доводится до работ­ников с помощью печатных изда­ний (брошюр, информационных листков), плакатов, информаци­онных стендов, выставок, лекций и докладов, аудиовизуаль­ных средств (телевидение, кино, диафильмы, радиопередачи). Двухканальная коммуникация предполагает, что в процессе воздействия на сотрудников органи­зации существует возможность контролировать восприятие пере­данной информации. Этот способ пропаганды реализуется посред­ством бесед и коллективного обсуждения проблем.

Плакаты и стенды

Самым распространенным средством пропаганды безопасности труда является плакат. Его назначение - раскрыть природу опас­ности, разъяснить работнику, в чем и как она может проявиться, и благодаря этому усилить мотивацию к безопасной работе. Пла­кат является наиболее простым и дешевым способом агитации, в то же время он эффективен, поскольку плакаты на стендах сотрудники изучают более часто и детально по сравнению с други­ми источниками информации. Главное здесь - заинтересовать ра­ботника: материал должен привлекать внимание, заставлять заду­маться. Плакаты целесообразно размещать не только в кабинетах или уголках охраны труда, но и на рабочих местах. В этом случае их эффективность возрастает.

Наиболее убедителен плакат, который передает сюжет, позво­ляющий составить представление о характере опасности, ее воз­действии, способе защиты и эффекте. Такая подача информации дает возможность противопоставить положительные эмоции за­щищенного от опасности работника отрицательным эмоциям на­рушителя, получившего травму. Обратите внимание, что рядового сотрудника заинтересуют в плакате не столько последствия ошиб­ки, сколько причина произошедшего.

Лекции

Хорошим способом повышения уровня информированности кол­лектива являются тематические лекции, хотя в последнее время данный способ агитации применяется все реже. На смену приш­ли близкие ему по сути семинары, презентации, выставки и пр. Правда, из всего коллектива на семинар или выставку направля­ют, как правило, лишь несколько сотрудников одной организации. Естественно, эффективность пропаганды при этом снижается.

Поэтому для всего коллектива учреждения полезно хотя бы ино­гда читать доклады (это могут делать руководители подразде­лений). Их задача - расширить кругозор слушателей и привлечь внимание к вопросам охраны труда, на примерах состояния охра­ны труда и анализа конкретных недостатков дать рекомендации по их устранению. Темами таких лекций, например, могут быть:

Меры безопасности при работе за компьютером;

Профилактические мероприятия по снижению утомляемости глаз;

Способы устранения причин профессиональных заболеваний;

Профилактика профзаболеваний.

Какой способ выбрать?

Конкретный способ пропаганды должен выбираться в зави­симости от того, какую задачу предстоит решить учреждению. В представленной ниже таблице показано, насколько пригоден тот или иной способ одноканальной коммуникации для решения основных задач пропаганды охраны труда. Число плюсов в таблице указывает на степень эффективности способа (+ - средняя степень, + + - высокая степень).

Эффективность способов одноканальной коммуникации

Задачи пропаганды охраны труда

Способы пропаганды охраны труда

Доклады,
лекции

Печатный
текст

Кино,
слайды

Обучение безопасному выпол­нению простой работы

Краткие пояснения по ходу работы

Пояснения причин несчастных случаев

Иструктаж, разъяснение целей использования средств защиты

Сообщение о несчастных случаях

Беседы по охране труда

Беседы, темами которых становятся наиболее злободневные про­блемы, возникающие в процессе работы, предназначены в основ­ном для небольших групп сотрудников. К примеру, если в коллек­тиве возросло число случаев заболеваний верхних дыхательных пу­тей, беседа может быть посвящена способам их предупреждения. Иногда стоит поговорить о случаях нарушения инструкций по без­опасным способам работы или разобрать содержание инструкции по охране труда. В любом случае беседы должны быть краткими, выразительными, с конкретными примерами.

Подобный способ взаимодействия с коллективом позволяет в не­формальной обстановке заострить внимание сотрудников на име­ющихся недостатках в работе, способах их устранения, а также получить информацию о состоянии дел непосредственно от испол­нителей. Эта форма пропаганды имеет высокую эффективность, поскольку нацелена на обсуждение вопросов, актуальных для ор­ганизации в настоящий момент.

Творческий подход к пропаганде

В последнее время при пропаганде охраны труда приветству­ется (особенно в молодых коллективах) применение новых, «не­формальных» способов. Пример такого неформального подхода - организация различных конкурсов на тему охраны труда, ис­пользование возможностей современной вычислительной техники и коммуникационных средств для распространения информации, а также внедрение собственных систем оценки состояния охра­ны труда, в том числе предусматривающих материальное стиму­лирование работников (например, систему премирования/депремирования). Можно предусмотреть и нематериальное поощрение (наказание), например, в том же уголке охраны труда размещать информацию о работниках, которые нарушили правила техники безопасности.

Традиция ежегодно 28 апреля отмечать Всемирный день охраны труда также поможет организации привить работникам культуру безопасности труда. В этот день можно провести тематические бе­седы, прочитать доклад или лекцию, рассказать о планах в области улучшения условий труда (какие технологии планируется внедрить, сколько средств на это потратить) или, наоборот, о том, какие меро­приятия были проведены в прошлом году. Зная о действиях орга­низации в этом направлении, работники, как правило, начинают положительно относиться к вопросам безопасности труда.

В качестве иллюстрации рассмотрим следующий пример. Авто­номное образовательное учреждение два раза в год проводит смотр учебных кабинетов, в котором участвует руководство АУ. Цель ме­роприятия - выявить, соответствуют ли помещения требованиям санитарных норм и правил, способствуют ли качественному про­ведению учебных занятий. Для этого в учреждении разработаны критерии оценки учебных классов, мастерских, методических центров, а по итогам смотра предусмотрены меры материального стимулирования, которые прописаны в коллективном договоре. По результатам последнего смотра в январе 2011 года пять сотруд­ников учреждения получили премию в размере 3 тыс. руб.

Именно творческий подход к информированию работников по­зволяет добиться наиболее заметных успехов в повышении каче­ства охраны труда, обеспечивает выполнение требуемых норм и правил техники безопасности, улучшает трудовую дисциплину, а также содействует более эффективному функционированию ор­ганизации в целом.

Обратите внимание, что при выборе способа воздействия следует учитывать степень интереса отдельных работников или всего кол­лектива к вопросам безопасности труда, приоритетность для них данных вопросов. В частности, существуют следующие закономер­ности:

  • работники, которые интересуются вопросами безопасности труда, считают эффективным средством воздействия плакат, а те, кто безразличен к указанным вопросам, предпочитают кинофильмы;
  • беседы считают полезными только те сотрудники и руководители подразделений, которые положительно относятся к вопросам безопасности;
  • литературу считают полезной те, у кого высок интерес к вопросам безопасности труда.

В заключение отметим еще один момент. Эффект от пропаган­ды охраны труда может быть усилен, если руководители среднего звена и рядовые работники непосредственно подключатся к оценке уровня безопасности труда в коллективе. В этом случае их личная степень ответственности возрастет, а сами сотруд­ники окажутся активно вовлечены в процесс оздоровления усло­вий труда.

Для продолжения знакомства обучающихся с охраной труда в учреждении, пропаганды знаний по безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни, для развития памяти, воображения и внимания, а также, с целью воспитания бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих подготовлена данная методическая разработка в форме беседы. Картинки для демонстрации наглядных слайдов, каждый педагог может подобрать на свое усмотрение.

Просмотр содержимого документа
«Беседа по охране и безопасности труда для детей дошкольного и школьного возраста «Про порядок не забудь, всюду аккуратным будь!»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей «ЮНИТЭР»

Рузаевского муниципального района

Беседа

по охране и безопасности труда

для детей дошкольного возраста

«Про порядок не забудь,

всюду аккуратным будь!»

Подготовила и провела:

Заведующая структурным

подразделением.

Педагог дополнительного

образования - И.Э. Мурая

г. Рузаевка

Цель и задачи: продолжить знакомство обучающихся с охраной труда в учреждении;

Пропаганда знаний по безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни;

Развитие памяти, воображения, внимания;

Воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Оборудование: Техническая аппаратура, слайды данной тематики, включая Закон «Об охране труда». Инструкции по охране труда в кабинетах.

Ход беседы.

Организационный момент.

Вступительная часть.

Педагог: Добрый день, ребята!Сегодня мы побеседуем еще раз об охране труда. Дети учатся, учитель учит - это наша с вами работа. Конечно, на не такая опасная, как работа строителя, не такая ответственная, как работа водителя, но она тоже должна быть защищена.

Основная часть.

Педагог: Давайте дружно вспомнить правила безопасного поведения, которые мы с вами уже знаем. И надеюсь, вы их соблюдаете...

Закон «Об охране труда»

Везде и всегда,

Ты знай, изучай

Закон «Об охране труда»

Инструктажи.

Чтобы приступить к работе,

Знаний получить багаж, -

Ты внимательно прослушай

Специальный инструктаж,

Выполнять который

Нужно, как можно строже

Он бывает вводным,

Первичным и внеплановым тоже.

Санитарные нормы

Для учебы, чтоб создать

Условия шикарные –

Установлены для школ

Нормы санитарные

Кто и как проводит инструктаж

В журнале инструктаж

Педагог регистрирует:

Ставит подписи, кто слушал

И тот, кто инструктирует.

Кто следит за охраной труда

Охрана труда – ажный вопрос!

Его контролируют все:

Директор и завучи,

Заведующий и завхоз!

Инструкции

К инструкциям в кабинетах

Надо относиться строго.

Их внимательно прочитали всем

Еще в начале года!

Педагог: Особенно внимательным нужно быть, начиная работу в кабинетах, где есть розетки, освещение, техника, а также в актовом и в спортивном зале. Их еще называют помещениями повышенной опасности.

Разучивание и выполнение физкультминутки.

Рассчитайтесь по порядку,

Сделайте для глаз зарядку.

Доброе, конечно, дело

Глазки вправо, глазки влево.

Вот еще один сюрприз:

Глазки вверх, глазки вниз.

Продолжай опять зарядку,

Повтори все по порядку

Педагог: Надеюсь, что вы ребята, все запомнили, как нужно вести себя в помещениях повышенной опасности, но как не вспомнить о помещениях, где занимаются спортом, спортивными играми, рекреациях,корридорах.

Продолжение темы с обсуждениями.

Завершение. Подведение итогов беседы.


Педагог:
Чтобы быть веселым, бодрым,

Не болеть вам никогда,

Выполняйте в Центре строго,

Все охрану вы труда!

Все вместе: ПОСЛУШНЫМ И ВНИМАТЕЛЬНЫМ

НУЖНО ВСЮДУ БЫТЬ!

Закрепление.

Совместное задание для детей и родителей: Поговорить о правилах охраны труда в семье, с родными...

Всемирный день охраны труда, который приходится на 28 апреля, - повод проверить, все ли под контролем. Как вопрос безопасности решают организации-лидеры? Что за меры позволяют обойтись без ЧП, вызвать интерес и вовлеченность персонала? обратился с этими вопросами к Сергею Бойко , менеджеру по охране труда по стране Coca-Cola Hellenic в России.

Он рассказал нам, кто именно, помимо сотрудников, должен находиться в фокусе вопросов безопасности, какой самый надежный ремень для работ на высоте и до скольки нужно сосчитать, чтобы стресса как ни бывало.

- Сергей, расскажите, пожалуйста, об основных направлениях работы в компании в сфере охраны труда?

Работа компании в сфере охраны труда регулируется в нескольких важных направлениях, в т.ч. в соответствии с требованиями российского законодательства, международного стандарта OHSAS 18000, а также требованиями Группы Coca-Cola Hellenic. Все эти направления включают в себя целый ряд мероприятий и мер, главная задача которых - обеспечение охраны и безопасности труда. Причем в нашем фокусе не только сотрудники компании, но и подрядчики, и третьи лица.

Если говорить подробнее, то я могу выделить следующие основные аспекты, на которые мы обращаем внимание: это профилактическая работа по предупреждению травматизма на производстве, профессиональных заболеваний или заболеваний, которые могут быть обусловлены разными производственными факторами, обеспечение безопасных условий труда на рабочих местах, организация выполнения и информирование работников и их руководителей о мерах по обеспечению охраны труда и т.п. Отдельно выделю нашу работу по получению новых знаний и передового опыта в области охраны труда, его продвижению среди сотрудников.

Какие наиболее яркие проекты или инициативы вы могли бы выделить в этом направлении? Как вы оцениваете их эффективность?

Первый и самый масштабный проект, на котором я бы хотел остановиться, это повышение культуры безопасности и охраны труда. Пилотный проект в рамках этой инициативы мы запустили на заводе Coca-Cola Hellenic в г. Истре в 2014 году. Он состоит из следующих элементов: лидерство со стороны руководства в вопросах охраны труда, проведение поведенческих аудитов безопасности, проведение супервайзерами, менеджерами и специалистами по охране труда бесед с работниками на различные темы по охране труда, выявление и закрытие потенциально опасных событий Near Miss, мотивационная программа для наиболее активных работников в области охраны труда, которые соблюдают все требования и заботятся о своей безопасности и безопасности своих коллег.

Уже в течение года мы поняли, что реализация этого проекта чрезвычайно важна для компании, и, начиная с 2015 года, мы продолжили его внедрение уже на всех 12 заводах компании в России.

Как мы в целом определяем для себя понятие "культура охраны труда"? Это когда каждый сотрудник работает безопасно, зная, что за ним никто не наблюдает. Понимая при этом, что соблюдение всех норм в сфере охраны труда - это не его обязанность, а ответственность в первую очередь перед собой и своими близкими. Когда мы только приступали к старту этого проекта, я где-то прочитал одно интересное утверждение о том, что культуру охраны труда нельзя насадить или внедрить, она взращивается годами, теперь я с этим абсолютно согласен.

В этом году в продолжение общей инициативы по охране труда мы также запустили подпроект Reinforce, или "усиление", "привлечение большего внимания". Теперь для нас важно отследить и те недочеты, которые, например, еще не произошли, но, тем не менее, могли бы привести к нарушению безопасности труда. У сотрудников есть возможность оставить сообщение о свершившемся или потенциальном нарушении на специальных листах на информационных досках, которые расположены везде в компании. По каждому из таких обращений мы обязаны дать обратную связь, так что сотрудник понимает, что его вклад в общее дело действительно очень важен.

Хотел рассказать и о другой инициативе в рамках проекта - Walk the Talk, по сути, это поведенческий аудит безопасности. Когда руководитель идет в цех, на производство, наблюдает за рабочим процессом, а далее начинает разговор с сотрудником о том, как правильно ему стоит организовать безопасность своей работы. У нас существует целая программа о том, как правильно выстраивать такой разговор, но главная задача руководителя - свести его к тому, чтобы работник самостоятельно, логическим путем пришел к выводу о том, что же все-таки он сделал не так.

В целом же благодаря осуществлению инициатив в области охраны труда нам удалось снизить количество несчастных случаев более чем на треть. Для нас это очень хороший результат.

- Какие еще инициативы в сфере охраны труда вам хотелось бы выделить?

В конце прошло года мы разработали систему управления работой подрядчиков. Уровень безопасности работ у наших подрядчиков и даже их субподрядчиков, особенно работающих на нашей территории, для нас также очень важный вопрос. Уже при проведении тендеров, последующего заключения договоров, мы оговариваем все аспекты соблюдения безопасности, которые для нас чрезвычайно важны, например: проведение оценки рисков перед выполнением работ, обязательное применение средств индивидуальной защиты, обязательное наличие всех необходимых обучений по охране труда, подтвержденных соответствующими удостоверениями, назначение ответственного за безопасное выполнение работ со стороны подрядчика и многие другие аспекты, включая обязательную оценку подрядчика по безопасности после выполнения работ.

Могу привести, казалось бы, простой, но при этом очень показательный пример: при работах на высоте, по российскому законодательству, сотрудник должен работать в специальном ремне, наши корпоративные политики говорят о том, что этот ремень должен быть пятиточечным, чтобы охватывать не только пояс человека, но и все основные части тела - именно такой охват при падении позволит избежать травм или даже переломов. Для нас такие нюансы очень важны.

Таким образом, мы можем говорить, что благодаря нашим требованиям мы повышаем культуру безопасности труда не только на предприятиях компании, но и у наших подрядчиков тоже.

- Автопарк Coca - Cola Hellenic является одним из крупнейших в России. Расскажите, пожалуйста, какие проекты в ы реализуете в данном направлении?

С прошлого года на все новые автомобили компании устанавливаются специальная GPS-система Mobil Eye, которая в режиме реального времени позволяет отслеживать уровень безопасного вождения. Сигнал о нарушении получает и оператор системы, и сам водитель. Эффективность работы этого проекта мы увидели сразу, при этом количество нарушений аварий и аварийных ситуаций сократилось более чем на 38% за 2015 год.

Каковы направления реализации мероприятий в сфере охраны труда в компании? Есть ли разделение для сотрудников офиса, производства и т.п., в чем оно заключается?

Если мы говорим о сотрудниках рабочих профессий, то в соответствии с требованиями законодательства и требованиями компании, мы обязательно знакомим нового сотрудника с политиками безопасности, оценкой рисков, которые у нас определены для каждого рабочего места и подавляющего большинства производственных процессов, проводим углубленный инструктаж. Если законодательство нам говорит, что мы должны минимум раз в полгода инструктировать работников об опасных и вредных производственных факторах, которые могут оказать негативное воздействие на его здоровье, то в нашей компании этот период сокращен до трех месяцев.

Что касается офисных работников, то у них, конечно, вредных производственных факторов намного меньше. Но при этом наряду с обязательным вводным инструктажем, мы проводим и другое обучение охране труда, которое в т.ч. касается пожарной и электробезопасности.

В общем можно сказать, что в компании проводится колоссальная работа по обеспечению безопасности и сотрудников, и подрядчиков, и даже третьих лиц, которые могут находиться на территории компании.

Хотелось бы сегодня поговорить об охране труда в бюджетных организациях, в частности в общеобразовательной школе.

Довелось мне как то целый год проработать в общеобразовательной школе, сначала в качестве специалиста по охране труда, чуть позже «дослужился» до начальника отдела охраны труда и пожарной безопасности. 🙂 До этого проработал на производстве инженером группы производственного контроля и охраны труда два с половиной года. А тут поступило предложение от знакомого, пообщался на собеседовании с директором и принял решения переходить в школу.

Для начала скажу, что понятие «охрана труда» в школе крайне растянуто и искажено. Охрана труда конечно присутствует, но вот что это и как это знает наверное только один инженер по охране труда. Хотя эта проблема бывает зачастую не только в бюджетных организациях. 🙂

Если вы стали инженером (специалистом) по охране труда в школе , то будьте готовы к тому, что на вас «повесят» и безопасность детей . Вам придется писать не только инструкции по охране труда для работников, но и инструкции для детей, как им вести себя при разных жизненных обстоятельствах. Почувствуйте себя педагогами. 🙂

Когда я пришел работать в школу, то первое что увидел — это куча инструкций по охране труда для работников и обучающихся, непонятные журналы проведения инструктажей с росписями детей! , много бредовых приказов от департамента образования (кто работает в бюджете, тот знает что это за «орган»). Общий итог увиденного — полная безграмотность работников в области охраны труда и пожарной безопасности, смешивание охраны труда работников с безопасностью детей.

С самого начала вы должны четко дать понять директору школы, что охрана труда в школе распространяется только на работников. Что на детей распространяется только понятие безопасность . Дети должны выжить и уйти здоровыми с уроков, а работники должны выжить и уйти здоровыми с работы. Хоть и уходят они домой с одного и того же места. 🙂 При этом конечно стоит дать понять директору, что вы вроде бы как бы и не отказываетесь содействовать безопасности учебного процесса школьников, но в первую очередь это обязанность преподавательского состава. Учитель должен обеспечить безопасность ученика!

Если обязанность писать инструкции и для работников и для детей легла на вас, то четко разграничьте все инструкции. Я столкнулся с тем, что по инструкциям по охране труда проводили инструктажи детям . Работник заключает трудовой договор, ученики участвуют в обучающем процессе! Не забывайте об этом! Все инструкции у меня делились на «инструкции по охране труда» для работников и «инструкции по безопасности» для обучающихся. Приведу пример: в кабинете труда находится станок по обработке дерева. При работе на этом станке учитель труда руководствовался «Инструкцией по охране труда при работе на деревообрабатывающем станке», а ученик «Инструкцией по безопасности при работе на деревообрабатывающем станке». Нет инструкций по охране труда для детей, называйте вещи своими именами! Охрана труда — система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности .

В книгах, посвященных охране труда в школах видел примеры инструкций по охране труда для учителя . Не пишите и не утверждайте такую инструкцию у себя, она ни о чем. И кстати поменьше читайте таких книг, они тоже мало полезного несут в себе. 🙂

Об обучении мерам безопасности достаточно подробно расписано в ГОСТ 12.0.004-90. Документ старенький, но никто его не отменял. Этот ГОСТ требует проводить инструктажи детям перед началом любого вида деятельности в школе! Любого! Так и сделаем. Только не думайте взваливать это на себя, уважаемый инженер, это участь педагогов. Проверьте, кстати, чтобы в должностной инструкции каждого учителя присутствовала фраза об ответственности за жизнь и здоровье учеников в полном объеме. Обеспечьте их отдельными журналами инструктажей (произвольной формы), либо пусть делают отметки в классных журналах. То есть, перед лабораторной работой в кабинете химии, учитель зачитывает «Инструкцию по безопасности при работе в кабинете химии» и делает отметку в журнале. Естественно подпись ребенка никакой юридической силы не имеет, так что собирать их (подписи) не стоит, а то я видел и такое.

А вообще, советую разработать положение об инструктажах, где четко пропишите как процесс инструктирования детей, так и работников.

Ну с обучением и проверкой знаний работников все просто: обучите 3-5 человек в учебном центре, создайте свою комиссию и проведите проверку знаний у всех работников, по разработанным вопросникам. Это как везде. Если есть деньги у директора, то всех учителей загоняйте на обучение и проверку знаний в учебный центр.

Особое внимание по вопросам безопасности как трудового процесса, так и учебного уделите кабинетам информатики, физики, химии, трудового обучения, спортзалам . Именно там велика вероятность травмирования как детей, так и работников. Кабинет труда вообще можно сравнить с маленьким производственным цехом.

Работники рабочих профессий в школе (плотники, маляры, уборщики служебных помещений и т.д.) должны «почувствовать» на себе охрану труда в полной мере. Для них всё как на производстве ни больше, ни меньше.

По пожарной безопасность ничего нового в школе не придумали, единственное — это регулярные плановые эвакуации работников и обучающихся. Всё остальное — как у всех, разве что еще инструкций по пожарной безопасности будет побольше.

Частенько департамент образования присылал письма, приказы и много другой бумаги. От этого никуда не деться — это вышестоящая организация. Эти «писульки» исполняйте, но свою линию всегда гните. Очень часто департамент любил писать «в срочном порядке провести инструктажи по антитеррористической безопасности». 🙂 Хотя такого вида инструктажа вообще не существует в природе. Для таких целей советую завести отдельный журнал для инструктажей, чтобы не гадить в журналах инструктажей на рабочем месте.

Департамент то требует много, а денег на это даёт крайне неохотно. С финансированием в школах, как и в любых других бюджетных организациях, крайне туго. Лишнего рубля на реализацию мероприятий по охране труда не выпросишь.

Не забываем о несчастных случаях и их расследовании. Да да, теперь вам придется еще и расследовать несчастные случаи с детьми. А их, поверьте мне, гораздо больше, чем с работниками. Порядок расследования несчастных случаев с детьми, схож с процедурой расследования несчастных случаев на производстве. Этот порядок регламентирован в Приказе Государственного комитета СССР по народному образованию №639 от 01.10.1990г. Действующий документ кстати.

Ну вот, пока что всё. Задавайте свои вопросы по организации охраны труда в школе , обязательно отвечу. Так всего сразу и не вспомню, много интересного тогда было. Там всё так же, просто еще есть дети, и с этим инженеру по охране труда тоже приходиться считаться.